12 Октября 2020
Источник kommersant.ru

Заемщиков нанизывают на «Скрепку»

У клиентов микрофинансовых организаций (МФО) появилась карта лояльности в рамках проекта кэшбэка «Скрепка». При оплате ею продуктов и товаров повседневного спроса определенных брендов как в сетевых магазинах, так и в торговых точках «у дома» на карту возвращается до 25% от потраченной суммы. Но эти деньги можно потратить только на погашение займов, полученных в МФО—партнерах проекта. Эксперты не слишком высоко оценивают потенциал нового инструмента с точки зрения улучшения платежной дисциплины клиентов МФО.

О том, что заемщикам МФО в ближайшие дни станет доступна собственная карта лояльности, рассказал «Ъ» гендиректор платежной системы «Скрепка» Алексей Шумилин. Карта будет доступна клиентам около десяти МФО, в том числе «Деньги сразу», Digital Finance International (объединяет бренды «СМС финанс» и Vivus) и Platiza. По данным «Эксперт РА», только на долю МФО «Деньги сразу» и Platiza на 1 июля приходилось около 11% рынка по общему размеру портфеля микрозаймов.

Как пояснил господин Шумилин, карта будет виртуальной (загружается в специальные приложения смартфонов). Ее держатели смогут привычным способом оплачивать покупки в любых магазинах и при приобретении товаров определенных производителей (более 40 компаний, преимущественно это продукты и товары общего пользования) получать на карту возврат части суммы покупки до 25%.

Однако эти средства имеют целевое назначение — погашение задолженности по займам МФО партнеров «Скрепки».

Весь полученный кэшбэк автоматически направляется на погашение займа, подчеркивает господин Шумилин.

На данном этапе, по его словам, заинтересованные кредиторы могут подключаться к сервису бесплатно, далее — в рамках абонентского обслуживания, стоимость которого топ-менеджер не называет.

«Карты с целевым кэшбэком в целом неновый продукт, но впервые появились на микрофинансовом рынке», — отмечает руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Евгения Лазарева. Участники микрофинансового рынка признают, что кэшбэк — эффективный инструмент, однако пока только тестируют связанные с ним сервисы.

Среди клиентов Eqvanta (в состав входит МФК «Быстроденьги», МКК «Турбозайм») механика кэшбэка очень популярна, в рамках собственных акций компания видит высокий интерес, говорит гендиректор группы Андрей Клейменов.

«Со „Скрепкой“ кэшбэк интегрируется в покупательский ритуал и призван еще больше повысить лояльность клиента» , — поясняет он. — «Но оценить реальную эффективность можно будет после „пилота“, пока сотрудничество только обсуждается».

По мнению гендиректора МФК «Мигкредит» Олега Гришина, сервис требует серьезных маркетинговых усилий для продвижения. Но перспектива есть — в нем заложена идея win-win для всех участников процесса, признает он. Гендиректор финансового маркетплейса «Юником24» Юрий Кудряков согласен, что сервис может стать «небольшим подспорьем заемщикам», но вряд ли за счет него будут гаситься существенные объемы задолженности.